Новость - DAF CF
 
25 июля 2017

Опыт эксплуатации магистральных тягачей DAF CF на примере российского подразделения крупного европейского перевозчика Bertschi AG

Мультимодальные перевозки - это "высший пилотаж" в транспортной сфере. Занимаются ими в основном крупные предприятия с большими автопарками. Одним из пионеров, освоивших доставку груза последовательно, несколькими видами транспорта, стала швейцарская транспортно-логистическая компания Bertschi. В 2005 году она открыла свой филиал в России. В общеевропейском парке Bertschi около 1200 седельных тягачей с полуприцепами, в российском представительстве - 55 магистральных сцепок.

Первая мультимодальная перевозка в истории компании состоялась еще в середине 60-х годов прошлого века - тогда груженые машины поставили прямо на железнодорожные платформы. Позже, в начале 1970-х, Bertschi применила для этих же целей стандартизованный, перегружаемый с транспорта на транспорт танк-контейнер. Причем если в Новом Свете тогда работали в основном по схеме "трак-судно-трак", то в Европе бурное развитие обрела именно железнодорожная мультимодальная логистика.

Узкая специализация Bertschi -доставка химических продуктов. Преимущественно наливных. С химии компания начинала свой бизнес в 1950-х и позже, обретя солидных партнеров среди гигантов химидустрии, продолжила развиваться именно в этой сфере перевозок. Построив свой первый перегрузочный терминал в Волене, что неподалеку от головного офиса в Дюрренеше (кантон Аргау), Bertschi освоила, прежде всего, итальянское направление. Впоследствии вагоны с танк-контейнерами Bertschi - цилиндрическими цистернами в ISO-раме с фитингами - поехали из Швейцарии по всей Европе, а в маршруты следования вошли и морские участки.

Перевозкой опасных грузов даже в России занимаются лишь избранные. То есть солидные АТП, управляемые серьезными людьми. Случайных частных "дальнобоев", прикупивших "за недорого" видавший виды КАМАЗ с оранжевой цистерной, в этом бизнесе нет. Например, не имея сертификата SQAS (система оценки безопасности и качества, охватывающая проверку всех структур предприятия), перевозчик просто не сможет работать с ведущими мировыми производителями химических продуктов - ни один его автомобиль не пропустят на территорию завода. У Bertschi все нужные бумаги давно оформлены, да и собственные требования к технике и квалификации водителей строги, как никакие прочие. Кого попало на работу не берут, а тех, что взяли, регулярно направляют на тренинги. напомним, опасные грузы по международной классификации ООН подразделяются на 9 классов, и компания Bertschi работает со всеми, кроме относящихся к первому (взрывчатые материалы и предметы) и седьмому (радиоактивные материалы).

Одно из достоинств мультимодальной перевозки - упрощенное пересечение границ. Таможню в морском порту проходит только контейнер, а доставивший его автопоезд разворачивается и едет обратно, забрав предварительно другой -уже не с экспортным, а с импортным товаром. То есть с поиском обратных грузов у Bertschi проблем нет. С контейнером, отправленным в нашу страну по железной дороге, еще проще: его даже не надо встречать на границе. Проследовав по территории нескольких стран без каких-либо водителей и экспедиторов, он приедет по рельсам прямо в центр России (например, на терминал Bertschi в подмосковной Истре) и будет перегружен на полуприцеп для доставки заказчику. Кроме того, ряд партнеров из числа химических предприятий видят дополнительную выгоду получения груза в танк-контейнерах: нет необходимости сразу инвестировать большие деньги в строительство склада. Вместо капитальных танков объемом тысячи кубометров достаточно иметь площадку из бетонных плит, на которую ставят 25-кубовые транспортные единицы. В четыре яруса. В отличие от стационарных емкостей, то есть недвижимости, хранение в контейнерах не требует больших инвестиций.

Последние годы компания Bertschi приобретает седельные тягачи только двух европейских фирм: DAF и MAN. У первой выбрана бюджетная модель CF, которую завод собирает по спецзаказу в единой комплектации. На всех машинах роботизированная КП и кованые, то есть высокопрочные легкосплавные колеса фирмы Alcoa - дань безопасности при перевозках легковоспламеняющихся или высокотоксичных веществ. На машине установлены датчики, активирующие при серьезных неисправностях аварийный режим, при котором водитель не сможет нормально продолжить рейс и будет вынужден отправиться на сервис. Все сделано для минимизации рисков.

В парке российского представительства тягачи почти такие же, и отличаются от машин, работающих в Европе, лишь двигателем: он класса Евро-5 вместо "еврошестого". Условия эксплуатации предельно цивилизованные и типично европейские.

Никакой самодельщины - обслуживание только в техцентрах официальных дилеров, запчасти только оригинальные.

Матчасть

Напомним, модель CF в корпоративной иерархии фирмы DAF считается бюджетной. Отличие от флагмана в основном в кабине - она менее просторна. Отказавшись от самых удобных в дальних рейсах тягачей DAF XF с их огромными кабинами Super Space Cab, компания Bertschi выбрала максимально комфортабельную для модели CF кабину Space Cab - внутренней высотой 2230 мм с двумя спальными местами. Прав да, в середине потолок ниже на внушительные 440 мм - такова высота центрального тоннеля. Напомним, на XF тоннель возвышается над полом всего на 120 мм.

Все тягачи DAF CF российского подразделения Bertschi, включая самые свежие, относятся к модели второго поколения с рестайлингом образца 2008 года. Приобретать машины третьего поколения, представленного в 2013 году (они значительно отличаются по дизайну кабины), пока нет смысла. Поскольку завод ставит на них двигатели только класса Евро-6 - с системой питания Common Rail, весьма требовательной к качеству топлива. В нашей гране эти нормы пока не действуют, и у компании "Бертчи Москва" есть возможность обновлять парк тягача-ми класса Евро-5 с насосными EUP-секциями фирмы Delphi - они работают на российском топливе вполне надежно. Благо, завод в голландском Эйндховене специально для внешних рынков продолжает выпускать аптомобили DAF XF и CF предпоследнего поколения - параллельно с моделями образца 2013 года.

С 2005 года основной двигатель для магистральных тягачей DAF -12,9-литровая "шестерка" Paccar MX. Проверенный временем агрегат с заявленным ресурсом 1,6 млн км. Конструкция типична для моторов современных крупнотоннажников: чугунный блок цилинров с заменяемыми "мокрыми" гильзами, общей для всех цилиндров головкой п штанговым приводом клапанов, которых по четыре на каждый цилиндр. Привод распредвала - шестернями со стороны маховика.

Сцепление - однодисковое, диаметром 430 мм. Коробку передач на тягач DAF CF российские перевозчики чаще выбирают механическую с ручным переключением - это весьма надежный 16-ступенчатый агрегат немецкой фирмы ZF. Роботизированный 12-ступенчатый агрегат AS Tronic той же фирмы заказывают реже, но для машин компании Bertschi это стандартная комплектация. По отзывам водителей, отсутствие педали сцепления неудобств не вызывает, и процесс привыкания после машины с ручной КП проходит довольно быстро. Ведущие мосты на тягачах DAF - собственного производства. Редуктор главной передачи - одноступенчатый гипоидный, блокировка межколесного дифференциала - с пневмоприводом включения. Подвеска передней оси - на малолистовых параболических рессорах, ведущего моста -пневматическая. Ступицы конструктивно объединены с подшипниками и требуют замены в сборе. Тормоза всех колес - дисковые, суппорты тормозных механизмов диагонально взаимозаменяемые.

В обозначении модели, например DAF CF FT 85.410, буквы CF означают Compact Forte (коммерческое наименование), a FT - это двухосный тягач 4x2 (в автопарке Bertschi есть и машины FTP колес-ной формулой 6x2 и подъемным мостом-"ленивцем", расположенным впереди ведущего). Числом 85 зашифрован 12,9-литровый двигатель, а 410 после точки - его мощность в лошадиных силах.

А что у коллег

Рассказы большинства прочих перевозчиков о тягачах DAF CF во многом повторяют опыт экплуатационников компании "Бертчи Москва".

Типично также отношение к этой модели именно как к "бюджетнику", поэтому, расширяя парки, многие успешные АТП заменяют "си-эфы" "экс-эфами". Заявленный фирмой Paccar ресурс двигателей семейства MX подтверждают далеко не все владельцы тягачей первых выпусков. Эксплуатация в российских условиях - с морозной зимой - значительно увеличивает темп износа мотора. Ну и, конечно, американские конструкторы-двигателисты не рассчитывали на ночевки дальнобойщиков в кабине - когда движок молотит часов шесть-семь на холостых. Поэтому на практике мотор капиталят при пробеге от 800 тыс. км до 1,2 млн км. Хотя, возможно, есть и машины, пробежавшие с родной поршневой группой и более. Владельцы тягачей DAF, однажды попав на дорогостоящую замену распредвала из-за поломки ушка оси ролика толкателя (на машинах первых лет выпуска это случалось), предпочитают профилактически заменять толкатели, например, загнав тягач в сервис на большое ТО при пробеге 400 тыс. км. Типичны для грузовиков DAF и проблемы с системой впрыска раствора моче вины - зимой ее дорогостоящие узлы выходят из строя регулярно.

Насосные PLD-секции нашу солярку переносят в целом неплохо, но прикончить их одной неудачной заправкой тоже можно. Ну и при больших пробегах дело медленно, но верно идет к замене всего комплекта топливной аппаратуры. Тому, кто не доверяет восстановленным узлам, приходится покупать новые: около 60 тыс. рублей стоит одна форсунка, и еще примерно столько же - работающий на нее индивидуальный насос. Впрочем, учитывая нынешний курс евро, ремонт купленного с миллионным пробегом "ДАФа" может обойтись в такую сумму, которой у покупателя подержанной машины просто нет.

Но пока тягач еще не состарился, расходы на эксплуатацию приемлемы. Из внеплановых ремонтов чаще всего приходится иметь дело с электрикой: из-за коррозии контактов чинить поломанные от тряски кронштейны крыльев ведущих колес, покупать новые противотуманки взамен разбитых камнями и т. п.

СЕРГЕЙ ТЮПИН

генеральный директор компании "Бертчи Москва"

- Наша компания входит в состав Bertschi AG-одного из крупнейших европейских перевозчиков, специализирующегося на доставке жидких и сыпучих продуктов химической промышленности. Штаб-квартира головной компаний находится в Швейцарии, а в российское подразделение входит четыре филиала: в Московской области (Истра), Санкт-Петербурге, Владимире и Нижнем Новгороде. В нашем парке 55 седельных тягачей (большинство из них марки DAF остальные - MAN) с полуприцепами, всего же в компании Bertschi около 1200 магистральных автопоездов. И все они соответствуют требованиям единого корпоративного регламента. В частности, кабины тягачей завод-изготовитель окрашивает по спецзаказу с нанесением логотипа Bertschi на обтекатель (спойлер) кабины. На оси тягачей и полуприцепов установлены колеса с легкосплавными дисками американской фирмы Alcoa. В качестве основной модели тягача DAF руководство компании выбрало CF - более выгодную по цене, чем флагманская XF, и с более легкой кабиной. Также выбран единый вариант силового агрегата: 410-сильный двигатель Paccar MX с 12-ступенчатой роботизированной коробкой передач ZFAS Tronic.

BertschiAG - не только перевозчик, но и один из первых в истории мульти-модальных транспортных операторов, использующих стандартизированные контейнеры. Соответственно, все полуприцепы в автопарке - контейнеровозы. В общем обьеме перевозок компании на автомобильный транспорт приходится всего около 10%. Еще 15% - на морской транспорт, а все остальное - на железные дороги. Маршрут следования конкретного груза от отправителя к получателю, как правило, комбинированный, то есть транспортом сразу двух, а иногда и трех вышеперечисленных видов. Например, от завода-изготовите ля химического продукта контейнер доставляют автопоезом в морской порт, там перегружают на палубу сухогруза и после прибытия в порт назначения (в России, как правило, это Санкт-Петербург) снова ставят на платформу полуприцепа для отправки непосредственно заказчику. С 2008 года у нас работает терминал в подмосковной Истре, куда контейнеры прибывают из Европы по железной дороге Й перегружаются там на автотранспорт. Для наливных грузов мы используем 20-, 23-футовые танк-контейнеры емкостью 25-33 кубометров. Для насыпных химических продуктов - коробчатые контейнеры длиной 30 футов. Полуприцепы-контейнеровозы - бельгийской марки LAG, разработанные с участием специалистов Bertschi.

Большинство химических продуктов, доставкой которых занимается наша компания, относится к опасным грузам, поэтому был разработан полный комплекс мер, снижающих риск аварий при перевозке. Причем корпоративные требования Bertschi существенно строже, чем содержащиеся в международных нормативных актах. Им соответствуют как узлы подвижного состава (тормоза, электрооборудование, топливные баки, система выпуска отработавших газов и пр.), так и спецоборудование тягачей и полуприцепов. Уже упомянутая оранжевая окраска кабин, разумеется, выбрана не случайно - это общепринятый в международном дорожном движении цвет обозначения опасных грузов. А обязательная роботизированная КП максимально упрощает управление автомобилем, позволяя водителю более сосредоточенно следить за дорожной обстановкой. Помимо техники проходят спецподготовку и водители: в каждом из представительств компании, включая российское, проводятся ежегодные тренинги по системе BBS. Это дает очевидные результаты: за последние три года и без того скромное количество аварий, произошедших по вине водителей Bertschi, снизилось на 30%. Кроме того, три из четырех предприятий российского представительства Bertschi получили международный сертификат SQAS (Система оценки безопасности и качества), необходимый любому перевозчику, планирующему загружаться на химических заводах Европы.

Автомобили российского представительства Bertschi работают, как правило, на внутрироссийских маршрутах, совершая рейсы из морских портов и железнодорожных терминалов к российским грузополучателям и грузоотправителям. Порожних рейсов практически не бывает - российские химические предприятия также отправляют продукцию как отечественным партнерам, так и на экспорт в Европу.

В зимнее время наливные грузы приходится подогревать, чтобы обеспечить их быструю разгрузку на складе заказчика. Для этого на всех четырех наших филиалах имеются пароотопительные станции, где горячая вода или пар прогоняются через встроенную в каждый танк-контейнер паровую рубашку. Есть у нас и собственная мойка для танк-контейнеров, ведь только тщательно промыв емкость изнутри, можно использовать ее для перевозки иного наливного груза. Мойка также аттестована SQAS. Большая часть наших тягачей DAF CF - двухосные, однако последние партии машин мы заказывали на трехосных шасси, таких в парке уже 15 единиц. Наличие дополнительной неведущей оси позволяет увеличить полную массу автопоезда до 44 тонн, то есть перевозить за один рейс почти на четыре тонны больше, чем двухосным тягачом. Самые старшие машины - 2008 года выпуска, их пробеги достигают 800 тысяч километров. По нашему опыту, тягачи DAF идут на продажу и заменяются новыми при пробегах около миллиона километров. В течение всего этого срока службы они не требуют капитального ремонта и замен дорогостоящих агрегатов. ТО и текущий ремонт мы проводим в сервисных центрах официальных дилеров. Несмотря на то, что автомобили российского представительства работают на разных дорогах, включая неблагоустроенные трассы Зауралья, узлы ходовой части служат без серьезных ремонтов достаточно долго.

Перегрузов у нас не бывает, водители - высококвалифицированные, а техобслуживание - фирменное и своевременное.

Замена ремкомплектов шкворней передней оси требуется при пробеге в среднем 500 тысяч километров. Примерно столько же служит сцепление, хотя на некоторых тягачах, пробежавших в полтора раза больше, оно стоит еще родное. Весьма редко приходится ремонтировать топливную аппаратуру двигателя - наши машины заправляются только на проверенных сетевых АЗС. Шины используем только марки Goodyear - с этой компанией у Bertschi заключен договор на поставку и обслуживание. Пробег шин до износа протекторов составляет 200-250 тыс. км, наваренные и восстановленные мы не используем - просто отдаем снятые по выбраковке шины в сервисные центры Goodyear и получаем новые.

РЕЙС

Антон Уткин

 

  



Назад   Все новости  
Яндекс.Метрика