Новость - Станки, снаряды, корабли — с чего начинали автогиганты
 
20 августа 2017

 Многие фирмы, чьи истории насчитывают уже несколько десятилетий, а то и второй век, известные и уважаемые ныне, начинали свой путь вовсе не с автомобилей. Их первая продукция на фоне нынешних достижений покажется необычной, а иногда и курьезной. Давайте вспомним первые изделия нынешних «китов», а заодно и их первые автомобили…

Компания Jaguar начала свой путь в 1920-м, когда британец Уильям Лайонс купил себе мотоцикл. Покупка побудила его начать производство колясок для очень популярных в те годы двухколесных машин. И никакой грозной кошки не было, а была мирная ласточка, поскольку фирму в 1922-м назвали Swallow Sidecar, сокращенно — SS. Элегантные коляски пользовались спросом, и в 1927-м Лайонс наладил выпуск заказных кузовов для дешевого, компактного и очень популярного автомобильчика Austin Seven. Оттуда и пошли спортивные автомобили SS, завоевавшие уже в 1930-х хорошую репутацию. А имя Jaguar появилось в конце Второй мировой войны, когда сочетание SS стало вызывать отрицательные ассоциации.

Семья Peugeot владела выгодным мукомольным производством еще в XVIII веке. В первой половине XIX столетия отпрыски обширной фамилии занялись металлоизделиями. Особенную известность, в том числе, кстати, и в России, приобрели кофемолки Peugeot. Первый автомобиль на трех колесах и с паровой машиной сделали в 1889-м. Так что из ныне существующих эта компания — одна из самых старых.

Нынешний партнер Peugeot по альянсу PSA — фирма Citroen куда моложе, хотя столетие уже отметила. Андре Ситроен — отпрыск богатого рода, занимающегося алмазами, променял чистое и прибыльное дело на машиностроение. В 1915-м, когда воюющей Франции остро нужны были боеприпасы, Ситроен быстро наладил выпуск снарядов. Его завод также освоил производство так называемых геликоидальных шестерен, форма которых и послужила контурами существующей и ныне фирменной эмблемы. Говорят, в начале своего машиностроительного пути Ситроен как-то проворчал, что собирается воевать не только с немцами, но и с другим берегом Сены. Там располагался завод Renault. Эта битва началась в 1919-м, когда на рынок вышел 18-сильный четырехместный Citroen Type A, и продолжается по сей день.

Швеция в первой трети прошлого века автомобильной державой не была. Зато фирма SKF делала с 1907 года подшипники, хорошо известные во всей Европе, в том числе в России. Именно компания SKF стала соучредителем фирмы Volvo, построившей в 1927 году первый автомобиль, который принято называть Jacob.

А вот фирма, построившая первый в мире мотоцикл, серийно мотоциклов никогда не выпускала. Готтлиба Даймлера в первую очередь интересовала жизнеспособность двигателя в 0,5 л.с., а не сам по себе двухколесный аппарат. Тем не менее мотоцикл Daimler 1885 года ездил и имел даже две передачи, меняющиеся перекидыванием ремня со шкива на шкив. А в 1887-м появился первый автомобиль Daimler, сооруженный из конной повозки.

Длинная и довольно запутанная история фирмы Subaru берет начало от завода, выпускающего с 1917 года аэропланы Nakajima. Это предприятие, как и несколько других, после Первой мировой войны вошло в концерн Fuji Heavy Industries, который занимался, в основном, авиатехникой. Автомобилями заинтересовались уже после Второй мировой, когда началась активная демилитаризация Японии. Первый Subaru R1 показали в 1954-м. Ничем внешне не примечательный седан был оснащен 1,5-литровым двигателем Peugeot.

Феруччи Ламборгини удачно вписался в послевоенный экономический подъем Италии, наладив в 1949 году недалеко от Болоньи производство тракторов своего имени. Разбогатев, промышленник стал скупать самые дорогие спортивные модели. Легенда гласит, что в начале 1960-х Ламборгини поругался с Энцо Феррари из-за того, что считал Ferrari недостаточно хорошими. Феррари, разумеется, воспринял критику дилетанта в штыки. А Ламборгини нанял известных в Италии конструкторов и в 1963-м представил роскошный спортивный прототип Lamborghini 350 GTV с 360-сильным двигателем V12. С тех пор фирма поменяла несколько хозяев, но под крылом концерна Volkswagen существует до сих пор. Кстати, тракторы Lamborghini тоже делают и сегодня.

Вильгельм Майбах стоял у истоков моторов и автомобилей марки Daimler. Эта фирма ему многим обязана. В 1907-м патриарх вместе с сыном Карлом основал, наконец, собственную компанию, которая с 1912-го обосновалась в городе Фридрихсхафен. Автомобили Майбахов не особенно интересовали. Они наладили производство мощных (от 140 л.с.) двигателей, которые монтировали на дирижабли Zeppelin. Автомобилями фирма занялась не от хорошей жизни после Первой мировой войны, когда Германии запретили иметь собственную авиацию. Продав несколько моторов голландской автомобильной компании Spyker, фирма Maybach в 1919-м показала прототип W1, а двумя годами позже наладила серийный выпуск Maybach W3 с «шестеркой» объемом 5,7 л. Автомобили марки Maybach существуют и ныне, но, по сути, самобытность их закончилась еще перед последней мировой войной.

Фирма Адама Опеля развернула в 1862 году производство очень востребованных тогда швейных машинок. Но конкурировала с маркой Singer недолго: вскоре занялась не менее востребованными велосипедами. В 1898 году построили первый автомобиль Opel конструкции Фридриха Луцманна с 3,5-сильным 1,5-литровым мотором.

У марки Skoda сложная история. Машиностроительный завод под этим именем работал в Пльзене с 1859 года, но автомобильная история началась совсем в другом месте — в Млада-Болеславе. Там механик Вацлав Лаурин и книготорговец Вацлав Клемент наладили производство велосипедов Slavia. От велосипедов практичные и расчетливые компаньоны перешли к мотоциклам, а в 1905-м сделали первый автомобиль Laurin & Klement A. С концерном Skoda завод в Млада-Болеславе слился лишь через два десятилетия. Но автомобильную историю марки принято отсчитывать именно от 1905-го.

В 1870-м Ятаро Ивасаки зарегистрировал судоходную фирму, которая через три года получила имя Mitsubishi. От перевозок компания пришла к ремонту, а потом и изготовлению судов. В 1917-м под именем Mitsubishi Model A появился автомобиль, созданный на основе конструкции FIAT. Эту машину, кстати, принято считать первой серийной японской.

Имя Scania известно с 1900 года, но появилось оно благодаря шведской фирме Vabis, которая с 1891-го производила железнодорожные вагоны. С этого же, кстати, начинался и наш Руссо-Балт. Первый автомобиль под маркой Vabis показали в 1898-м, а в 1901-м представили легковой Scania-Vabis. С тех пор с компанией происходили разные метаморфозы, но марка Scania в мире грузовиков уважаема по сей день.

Митио Судзуки основал производство ткацких станков в 1909-м. Потом под маркой Suzuki стали делать мопеды. С постройкой автомобиля экспериментировали еще до Второй мировой войны, но первый серийный Suzulight увидел свет в 1955-м, когда демилитаризация Японии поспособствовала бурному развитию автомобильной промышленности.

Поршневые кольца для двигателей завод «Соитиро Хонда» начал делать в 1939-м. Лишь после войны, в 1947-м, соорудили первый велосипед с моторчиком. Затем началась эпоха мотоциклов Honda, которые прекрасно себя показали в спорте. И, наконец, в 1963-м компания представила сразу два автомобиля: микропикап Т360 и легкий спортивный родстер Honda S500. На этой машинке стоял 44-сильный мотор объемом 0,53 л.

 

  



Назад   Все новости  
Яндекс.Метрика