Новость - РОСНО стало инициатором круглого стола по страхованию междугородних и международных грузоперевозок
 
23 октября 2009

 

В Санкт-Петербурге прошел круглый стол «Текущее состояние рынка страхования междугородних и международных грузоперевозок». Он стал заключительным в серии тематических мероприятий, посвященных проблемам страхования транспорта, инициированных РОСНО в этом году. РОСНО представляла Анастасия Лукьянова, заместитель директора Центра страхования транспортных рисков компании.

 

Круглый стол был организован совместно с деловым журналом «Эксперт Северо-Запад» и PR-агентством «Пресс-Папье». В мероприятии приняли участие транспортные и логистические компании, представители страхового сообщества, юристы и журналисты, в число которых вошли: Корпорация «Стерх», «ГСК УМИАТ», «Мидас», Союз Страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада, «Дюверуна Лигал» и другие.

 

В 2009 году объем международных и внутрироссийских автомобильных грузоперевозок сократился, как отмечали участники круглого стола, приблизительно на 30%. И ситуация на петербургском рынке соответствует общей тенденции. Гораздо более существенно сократились тарифы на осуществление перевозок.   При этом парк легальных перевозчиков Северо-Запада, насчитывавший ранее 9200 автомобилей, взятых в лизинг, на сегодняшний день сократился, по экспертным оценкам, до 7300 автомобилей. Впрочем, компании-перевозчики не считают, что отрасль грузоперевозок испытывает стагнацию, отмечая, что если для Европы 10% падение рынка можно считать весьма существенным, то для России такая динамика не выглядит пугающей. Наиболее сильное  падение произошло в сегменте перевозок легковых автомобилей,  в меньшей степени пострадали контейнерные перевозки и в наименьшей степени – рефрижераторные грузы.

 

В такой  ситуации неизбежно сокращается и рынок страхования грузоперевозок. По оценкам экспертов, его падение достигает до 50%. Чтобы не терять клиентов, страховым компаниям нужно будет переориентировать свои продукты на отдельные сегменты грузов. Как отмечают сами перевозчики, страхование остается актуальным для сегментов электроники и подакцизных товаров, тогда как товары средней категории, скорее всего,  будут в меньшей степени покрываться страховкой ввиду  сокращения расходов участниками рынка. «Если говорить о состоянии рынка страхования грузов, то верным является отмеченное коллегами снижение показателей. Если раньше  страховщики оценивали объемы, как правило, исходя из 4-8 кругорейсов  одной машины, то теперь оборот снизился, и 4 - это максимальный  предел, а в среднем - это 2-3 рейса», - отметила в своем выступлении Анастасия Лукьянова, заместитель директора Центра страхования транспортных рисков РОСНО. - В нашем клиентском портфеле соотношение по грузообороту между внутренними перевозчиками и международными несколько изменилось. Но при сравнении сентября текущего года с сентябрем прошлого года есть позитивная динамика. Есть перевозчики, которые продолжают закупать машины, несмотря на потерю во фрахте и другие сложности. На границе все чаще выстраиваются очереди из грузовиков, что дает некоторую надежду на то, что положение наших транспортных компаний  рано или  поздно улучшится». В целом, по мнению специалистов РОСНО, перевозки страхуются пассивно, не более 35% от общего объема поставок, проводимых компаниями, работающими на территории России. Для сравнения, этот же показатель в Европе, несмотря на кризис, достигает 85%.

 

По оценкам специалистов Центра страхования транспортных рисков РОСНО, объем рынка страхования грузов в СЗФО до 2008 г. достигал (без учета кэптивного страхования)  400-500 млн рублей  в год. Ежегодный прирост рынка по РФ до 2008 года составлял более 10%, около 60-70% суммарно за 5 лет. Наиболее динамично развивался сектор страхования автоперевозок.

 

Основным драйвером развития рынка может стать страхование внутрироссийских перевозок: сравнительно небольшие компании по отношению к западным аналогам обладают значительно меньшим запасом прочности, и полис страхования для них является наиболее бюджетным вариантом решения затруднений в связи с незапланированными тратами в результате ДТП или хищения.

 

По мнению Анастасии Лукьяновой, наибольшим спросом пользуется группа рисков, связанных с повреждением или гибелью груза в результате ДТП при перевозке, а также в результате хищения.  В Топ-3, наиболее привлекательных для правонарушителей, входят такие ликвидные грузы, как бытовая и мобильная техника, а также мясо и мясная продукция. Нарушителям закона известно множество схем хищения грузов - от разбойных нападений на трассах до различных вариантов мошенничества.

 

Самые горячие споры среди участников круглого стола вызвало обсуждение необходимости и способов страховой защиты транспортных операторов в условиях отсутствия законодательного разрешения на страхование ответственности перевозчика в чистом виде. «Позиция законодателя здесь понятна, поскольку вопрос упирается в основания возникновения ответственности перевозчика. К счастью, новый полис страхования грузов РОСНО для транспортных операторов (полис ТТН/CMR страхования) зарекомендовал себя как удобный инструмент страховой защиты и удачное решение проблем, связанных с отсутствием законодательного разрешения на страхование ответственности. Такой полис создает действительно партнерские отношения между транспортным оператором и страховой компанией, т.к. в отличие от договора страхования ответственности не влечет за собой негативные последствия, связанные с недействительностью договора.  Разработанный в РОСНО полис прозрачнее и понятнее клиенту, не допускает двузначных толкований, которые допустимы в договорах страхования ответственности», - констатировала Анастасия Лукьянова, заместитель директора ЦСТР РОСНО

 

  



Назад   Все новости  
Яндекс.Метрика